Чтобы как можно яснее и нагляднее выразить великую мысль торжества и блаженного примирения между Небом и землей, ...Святая Церковь ввела в употребление во дни Пасхи несколько священных обрядов и освятила некоторые благочестивые пасхальные обычаи.
Устав повелевает, чтобы во все дни от Пасхи и до Пятидесятницы верующие молились стоя, ибо совершаемые в иное время земные поклоны (особенно часто во дни Великого поста) символизируют недостоинство падшего человека. "Ибо при всяком преклонении колен мы действием показуем то, что грехом ниспали на землю", - замечает св. Василий Великий. Поскольку же сугубое воспоминание о грехопадении несовместимо с торжеством победы над его последствиями, то отменяются и коленопреклонения. "Подражая обычаям наших предшественников, - писал учитель Церкви Тертуллиан (ум. ок. 220 г.), - мы молимся стоя в день Пасхи ...как в торжественный, радостный праздник, когда воздерживаемся от обнаружения всякой печали и скорби".
Согласно другому церковному обычаю, врата в алтаре, как Царские, так и боковые, не должны закрываться в день Пасхи и во всю Светлую неделю, причем, не только при богослужениях, но круглые сутки. Это единственное время, когда верующие могут созерцать все происходящее в алтаре (даже и причащение священнослужителей). Алтарь же, по объяснению византийского литургиста св. Симеона Солунского (1 пол. XV в.), знаменует собой небо. Поэтому отверстые врата алтаря зримо напоминают о том, что Воскресением Господа навсегда отверзлось для нас небо, заключенное некогда падением прародителя Адама. Кроме того, открытые Царские врата повелевают нам открыть двери наших сердец для Господа и для наших ближних, для дел милосердия.
Колокола могут освящать воздух своим радостным звоном в Светлую неделю также день и ночь (это зависит от усердия звонарей). Колокольный звон служит выражением той мысли, "что в Воскресении совершилась Божественная победа над древними врагами человечества - диаволом и смертию". Равным образом, и обилие света в храмах служит символом того, "что со времени Воскресения Спасителя темное царство сатаны пало, и люди стали ходить во свете лица Божия".
АРТОС И КУЛИЧ
К числу особых пасхальных обрядов относится благословение артоса, красных яиц и некоторых других кушаний. Артос - в переводе с греческого языка означает просто "хлеб". У нас же этим литургическим термином обозначается, согласно Уставу, "всецелая просфора с крестом, на ней изображенным", или же с изображением Воскресения Христова. Артос освящается по окончании пасхальной Литургии и полагается на аналое, рядом с образом Воскресения Господня, обыкновенно у Царских врат (иногда - в алтаре), где и пребывает во всю Светлую седмицу. При этом в приходских церквях во время каждодневного Крестного хода, совершае-мого в эту неделю, вокруг храма обносится и артос, и зани-мает затем свое прежнее место.
В иноческих обителях, в ознаменование невидимого при-сутствия среди верующих воскресшего Спасителя, артос после Литургии торжественно переносится в трапезную при пении пасхального тропаря. После трапезы (монастырского обеда) совершается его возношение; при этом келарь говорит: "Христос воскресе!", а братия ответствует: "Воистину воскресе!". После целования артоса он снова переносится в храм при пении девятой песни пасхального канона.
В Светлую субботу, по окончании Литургии, во всех храмах над артосом читается священником особая молитва, в которой он просит, "чтобы все, вкушающие артос, телесного и душевного благословения и здравия сподобились. Затем артос раздробляется, напоминая те пять хлебов, которыми Господь чудесно напитал в пустыне множество народа". Он вкушается верующими, вместо антидора, натощак.
Историческое происхождение артоса таково: апостолы, привыкши вкушать трапезу вместе с Господом, и по вознесении Его на небо отлагали часть хлеба для Него - и так представляли Его как бы присутствующим среди них. Приготовляя артос, Церковь подражает в этом апостолам. Вместе с тем артос напоминает, что Иисус Христос крестною смертию и воскресением сделался для нас истинным Хлебом жизни.
Тот же смысл имеет и выпекаемый верующими кулич. Этот сладкий хлеб есть не что иное, как "домашний артос". По форме он также схож с просфорой - артосом церковным.
ХРИСТОСОВАНИЕ. КРАСНЫЕ ЯЙЦА
Целование и общепринятые фразы при христосовании являются святым пасхальным наследием, переданным нам, согласно древнецерковной традиции, самими апостолами и их учениками. Встречаясь друг с другом в первые дни по Воскресении Спасителя, они радостно восклицали "Христос воскресе!" и приветствовали друг друга восторженным, братским лобызанием. "Да памятуем и те святые целования, которые, при благоговейных объятиях, даем друг другу", - напоминал своей пастве св. Иоанн Златоуст.
Таким образом, взаимные лобызания, которыми в святые дни Воскресения Христова верующие приветствуют друг друга, являются видимыми знамениями того, что вражда наша разрушена, и мы смертию и Воскресением Спасителя приведены снова в общение с Богом. Обычай же дарить при этом яйцо, и непременно красное, связывают с именем св. Марии Магдалины.
Подобно апостолам она прошла многие страны с Евангельской проповедью (потому и получила название равноапостольной) . Придя в Рим, Мария, по словам византийского историка Никифора Каллиста (XIV в.), предстала пред императором Тиверием и, поднеся ему красное яйцо, сказала: "Христос воскресе!" - и с этих слов начала свою проповедь. В древности дарение яйца, как между иудеями, так и другими народами Азии, было знаком уважения и употреблялось в день нового года, в день рождения и в других важных случаях, например при явлении на поклон вельможам и богачам. И потому не удивительно, что бедная Мария, "не носившая, - как пишут о ней святые отцы, - ни сребра, ни злата", пришедши в знаменитый и гордый Рим проповедовать Имя Распятого, предстала перед императором с... обычным даром бедных людей.
Следуя проповеди Марии Магдалины как древние, так и нынешние христиане употребляют для Пасхального подарка красное яйцо, символизирующее одновременно животворящую смерть и Воскресение Спасителя. Каждый знает, что из мертвой скорлупы яйца рождается жизнь, бывшая до этого скрытой, так из гроба (жилища смерти и тления) воссиял Жизнодавец Христос и восстанут в будущем и все умершие - в жизнь вечную!
"Жизнь человека в теле - говорит митрополит Московский Филарет (Дроздов), - есть начинающаяся жизнь птенца в яйце, которому по сокрушению скорлупы, открывается высший и обширнейший круг жизни; надобно только, чтобы зародыш птенца был объят, проникнут и возбужден теплотою крови материнской, - т. е. надобно, чтобы зародыш небесной жизни в человеке был объят, проникнут и возбужден Животворящей силой крови Христовой!".
Поэтому Пасхальное яйцо напоминает нам один из догматов нашей веры и как бы служит видимым знаком Воскресения мертвых, залог которого - Воскресение Христа, Победи-теля смерти. Красный же цвет, обыкновенно употребляемый при окраске пасхальных яиц, указывает на искупление человеческого рода излиянием крови Богочеловека. Поэтому, даря друг другу в день праздника Воскресения Спасителя красное яйцо, мы выражаем свою радостную уверенность в том, что и сами некогда освободимся от тления, смерти и перейдем в нетленное бессмертие!
Сам же обычай христосования пасхальными яйцами перешел в Россию из Византии. Он сохраняется во всех Православных Церквах.
В старину у нас на Руси особенно много расписных пасхальных яиц приготовлялось иноками Троице-Сергиевой Лавры (Сергиев Посад под Москвой), а также пекарями, иконописцами и мастеровыми царской оружейной палаты. Благочестивые Государи наши в допетровское время раздавали при христосовании огромное количество яиц - до сорока тысяч.
ХРИСТИАНСКОЕ ПРАЗДНОВАНИЕ СВЯТОЙ ПАСХИ
Великая радость о воскресшем Господе преображает быт всех христиан, и даже самые строгие подвижники умеряют в Пасху свои подвиги. Из церковной истории известно, что "отец христианского монашества" египетский пустынник св. Антоний Великий (III-IV вв.) надевал в день Пасхи подрясник из пальмовых листьев. Его современник, св. Пахомий, готовил себе "роскошный" пасхальный стол - зелень с оливковым маслом (ибо в другие дни года ел только сухой хлеб).
Согласно древним церковным постановлениям (т. н. Апостольским) верные должны быть свободными от работы во все дни Светлой седмицы, чтобы иметь возможность молиться в храме и слушать наставления пастырей. "В продолжение семи дней мы собираемся и предлагаем вам духовную трапезу, дабы каждый день вас поучать и вооружать против диавола", - говорил прихожанам св. Иоанн Златоуст.
Свет Воскресения Христова преображает не только частную жизнь каждого христианина, но и буквально все стороны жизни гражданской. Из истории мы знаем, что государственные правители, чье назначение - хранить на земле Божию справедливость, с ревностью надзирали за тем, чтобы никто из подданных не был лишен в этот день праздничной радости. Пример им в том подает император Константин Великий (ум. 337 г.), "первый христианин на троне римских цезарей". По свидетельству историка Евсевия Кесарийского (ум. 338 г.), он "в дни спасительного праздника (Пасхи), усугубляя благо-честивую свою деятельность, совершал божественные торже-ства со всею силою души и тела, и распоряжался празднованием так: проводимую в бодрствовании священную ночь превращал он в дневной свет, ибо назначенные к тому люди по всему городу зажигали высокие восковые столбы, как бы огненные лампады, озарявшие всякое место, так что эта таинственная ночь становилась светлее самого светлого дня. Когда же наступало утро, то в подражание благодеяниям Спасителя, простирал он ко всем гражданам и черни благо-детельную десницу и раздавал им всякого рода богатые подарки".
Православные государи отворяли в дни праздника темницы и, во славу Спасшего нас из темницы вечных мук, освобождали узников. Этот обычай "пасхального прощения", ведущий начало еще с ветхозаветных времен, утвержден был у христиан в 367 году при императоре Валентиниане. "Рассылаются, - свидетельствует св. Иоанн Златоуст, - императорские рескрипты о разрешении от уз содержащихся в темницах, и, как Господь наш, будучи во аде, всех содержав-шихся там освободил от смерти, - так и рабы, подражая, сколь можно, Господу, изъемлют содержимых в оковах чувственных".
"В первый день Пасхи... должны быть освобождены все заключенные в темницах, кроме святотатца, блудника, похитителя дев, гробокопателя, чародея, отравителя, убийцы, отцеубийцы, или если найдется какой мятежник против царя или города", - пишет средневековый византийский ученый монах Матфей Властарь со ссылкой на кодекс законов императора Феодосия (ум. 450 г.).
В дни Страстей и Пасхи Христовой прекращались конские ристалища и вообще все народные игры и театрализованные зрелища. Согласно законам императора Юстиниана "все публичные и частные дела в продолжение 15-ти дней Пасхи (т. е. Страстной и Светлой недели) прекращаются. Впрочем, в сии дни всем позволяется отпускать на волю рабов и делопроизводство о них не воспрещается".
Пример христианского благочестия и милосердия подавали своему народу и русские цари. Перенесемся мысленно в XVII век.
Сначала мы видим - великолепие пасхального богослужения в Успенском соборе в Кремле. Храм был залит огнями, ярко отражавшимися на золотых окладах икон, на блистающих ризах духовенства, на "золотах" чиновных людей. По окончании Заутрени Государь "творил целование во уста" сначала с патриархом, потом с митрополитами, архиепископами и епископами... Похристосовавшись с духовенством, Государь становился на свое место и, жалуя к руке, раздавал яйца подходившим к нему боярам, окольничим, думным дворянам и думным дьякам, ближним и приказным людям, стольникам, стряпчим и дворянам. Яйца были расписаны по золоту яркими красками или цветными травами, "а в травах птицы, и звери, и люди".
Но вот картина меняется: Государь среди несчастных колодников... В этот Великий День не должно забывать ни об одном несчастном. "Господь воскрес и для вас!" - говорит Великий Государь, раздавая дары в тюрьмах и застенках и приказывая "еств им давать по части жаркой, по части вареной, по части баранье, по части ветчины; а каша из круп гречневых, пироги с яйцы или мясом, что пристойнее; да на человека ж купить по хлебу, да по калачу двуденежному, да вина и меда..." Так Государь проводил Великий День, едва находя время для отдыха. Но не только первый день - всю Светлую неделю Царь и Царица посвящали посещениям ближних и дальних обителей и щедрой раздаче милостыни нищим и увечным.
Следуя примеру Государя, православный народ столь же торжественно встречал Великий День Светлого Воскресения... Затирали мартовские квасы, пенистую брагу, варили медлипец, красили яйца, готовили разнообразные кушания. Столы, полки, лавки - все уставлялось грудами разноцветных яиц, куличами и пасхами. Много из этих запасов пред-назначалось для тех, кто имел несчастие встретить Великий День в острогах и тюрьмах. Значительные суммы ассигновывались на выкуп должников...
С особенной заботливостью наши предки возобновляли к празднику благолепие святых икон, чистили на них ризы, украшали цветными и свежими вербами и озаряли новыми лампадами. Весь дом приводился в порядок, чтобы все напоминало о светлой радости Великого Дня.