Да, – сказал Галилей, – книга природы написана божьими письменами.
" - Есть ли у Бога чувство юмора?
- У Бога, безусловно, есть чувство юмора, иначе, как бы Он нас создал?"
Библия и темпорология
Интерес человеческого разума к феномену времени уходит в глубокую древность.
Уже Критское и Микенское государства заложили тот фундамент ранней эпохи цивилизации Эллады, который позднее позволил философии достичь таких высот как, например, Эпистемологическая Концепция Времени АРИСТОТЕЛЯ.
В Древней Индии мы видим уходящий в глубокую древность живейший интерес к проблемам времени, упоминание о времени мы находим в учении джайнизма (прибл.VI в.до н.э.). Здесь время (кала) рассматривается наряду с пространством (акаша), атомами (ану), материей (пудгала) и другими элементами внешнего мира. Шива в индуизме играет роль изменчивости как проявление энергии божества. Время тут выступает уже в абстрактном представлении, это зародышевое, примитивное понятие времени, но всё же это уже первая ступень логического познания.
Восточная (китайская) философия основное внимание уделяла житейской мудрости, нравственности, искусству управления, а не изучению природы. Только у Кун Фуцзы (Конфуция) (551 — 479 гг. до н.э.) мы находим слова: «Время бежит, не останавливаясь» .
Но вот, считается, что и в христианстве практически не уделялось внимание выработке философских основ времени (по сравнению с эллинистической и некоторыми другими культурами). Якобы здесь вообще нет и малейшего намека на интерес к проблеме времени. Время не воспринимается как сколько-нибудь значимая категория, поэтому всемогущий и единосущный бог Иегова способен творить все что угодно, (и пространство, и материю, и ангелов и животных), но уже изначально существует и действует во Времени. Не уделялось внимание? Так ли это?
Откроем Библию:
"Вначале было Слово... Всё через Него начало быть, и без Него ничего не начало быть, что начало быть." ( Иоанна1, 1-3)
Тут надо отметить, что ещё Блаженный Августин указывал: "Бога представляют существующим во времени, тогда как время — это лишь свойство Вселенной, Им созданной. Можно предположить, что Он отдавал себе отчет в Своих намерениях при сотворении мира!" Сегодня мы уже знаем, что такое средство, как язык, обладает системно-структурными свойствами именно потому, что такими же системно-структурными свойствами обладает феномен времени, для отражения которого в первую очередь и возник язык, поэтому подставив вместо "Слово" - "Время", и получим: "Вначале было Время.. Всё через Него начало быть, и без Него ничего не начало быть, что начало быть." Таким образом, вопрос об имманентности и об онтологическом статусе Времени в Библии вполне определён, а мы перейдём к самому акту сотворения. Насколько сложна эта задача, нам озвучил американский астрофизик Роберт Дик , а окончательно сформулировал в 1973 году тоже американец Брэндон Картер: "Все фундаментальные константы, взятые по совокупности, имеют очень узкий интервал допустимых значений, при которых Вселенная в том виде, в котором она перед нами предстает и обеспечивает условия для зарождения жизни, могла возникнуть и стабильно развиваться."
Например, из всех возможных значений константы гравитационного протяжения, лишь мизерный интервал ее значений приводит к формированию устойчивой и жизнеспособной Вселенной.
" В начале сотворил Бог небо и землю... И сказал Бог: да будет свет. И стал свет... и отделил Бог
свет от тьмы. И был вечер, и было утро: день один." ( Бытие 1,1-2)
Идеализированный нами теоретический объект (Время), у Творца получает эмпирическую интерпретацию в виде единицы измерения длительности. Эта единица - день, солидная, весомая, имплицитная единица, а уж человек, в соответствии со своим масштабом, насоздавал всяких лилипутов: минуты, секунды, хуже того - микролилипутов типа наносекунд.
"И создал Бог твердь; и отделил воду.. И стало так. День второй." ( Бытие 1. 4-8)
Создана Земля. Но ведь климат её , с точки зрения физики, имеет два устойчивых состояния: полного обледенения (белая Земля) и полного испарения (горячая Земля), поскольку состояние с присутствием воды в жидкой фазе - метастабильно. А стабильность может обеспечить только биосфера.
"И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву.. дерево. И стало так." (Бытие 1.11-12)
"И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных... и всякую птицу. И благословил их Бог,
говоря: плодитесь и размножайтесь." (Бытие 1.20-25)
"И сказал Бог: сотворим человека..." (Бытие 1.26-28)
Биосфера создана и климат Земли - стабилен (увы, относительно).
Седьмой день - Бог "почил от всех дел своих". Таким образом, создан первый циклический процесс - неделя. Теорема А.Пуанкаре (1854-1912), одного из самых выдающихся ученых в истории человечества, гласит, что почти всякая движущаяся точка многократно возвращается к своему исходному положению. Это даёт понимание о стабилизирующей роли цикла. Можно вспомнить клеточный цикл – это период жизни клетки от одного деления до другого. Для историка циклические схемы являются способом членения исторического времени . Был также выявлен промышленный цикл протяженностью 7-12 лет - кризис (что и видим) , депрессия (ещё надо пережить), оживление (дождёмся?) , подъем. Циклично, с периодом 7-10 лет функционирует рынок страхования. Термодинамика гордится циклом Карно. Всё это нашло отражение в ритмологии, где исследуется изменчивость, синхронная или кратная циклам:
" Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит. Идёт ветер к югу, и переходит к северу, кружится на ходу своём, и возвращается ветер на круги своя" ( Еклесиаст- 1,5-6)
Мир создан . И как мы видим: с системно - структурной, динамической и синергетической точек зрения созданный Мир - это совокупность саморганизующихся, саморазвивающихся (эволюционирующих) и рефлективных сетей и систем разного рода и уровня, а также хаоса, взаимопроникающих и взамодействующих друг с другом в пространстве и длении своего существования (времени). Согласимся с Августином - "Бог отдавал себе отчет в Своих намерениях при сотворении мира!"
Создан Мир, но знаем ли мы что есть Время? Увы: "И аист под небом знает свои определённые времена, а народ Мой не знает определения Господня." (Иеремия-8,7)
Действительно, определения Времени нет до сих пор. В принятой ныне парадигме, Время – это исходное и неопределяемое понятие. Но не успокаиваются сциентисты (от лат. scientia - знание, наука), чья мировоззренческая позиция требует от них всё-таки докопаться до сути, взяв на вооружение методы естественно-научного познания. А их противники, антисциентисты, подчеркивают ограниченность возможностей науки, и даже толкуют ее как силу, чуждую и враждебную подлинной сущности человека.
И если первые ссылаются на:
"Воззови ко Мне - и Я отвечу тебе, покажу тебе великое и недоступное, чего ты не знаешь." (Иеремия-33,3) и "..просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам." (От Матфея-7,7), а также: "Ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано." (От Матфея-10,26)
Вторые им указывают на:
"Лицемеры! различать лице неба вы умеете. а знамений времён не можете." (От Матфея-16,3), поскольку: "...человек не может постигнуть дел, которые делаются под солнцем. Сколько бы человек ни трудился в исследовании, он всё-таки не постигнет этого." (Екклесиаст- 8,17)
Кто же прав? Прав Бог, его Диалектика, выраженная в выше приведенных тезисах и антитезисах, сводится к столкновению двух противоположных существенных позиций, что и задаёт основной метод философского познания мира, базирующийся на анализе всевозможных точек зрения на исследуемый предмет. А без этого сциентисты и дальше продолжали бы взрывать атомные заряды (ради знания, конечно), а антисциентисты позакрывали бы АЭС, а может и НИИ. Потому и сказано: "Исследуйте себя внимательно, исследуйте, народ необузданный, доколе не пришло определение - день пролетит как мякина." ( Пророка Софонии-2,1\2)
Библия устанавливает не только метод познания , но и методику экспериментов:
"Да будут у вас весы верные, гири верные, ефа верная и гин верный." (Левит-19,35-36)
"Неверные весы - мерзость перед Господом, но правильный вес угоден ему." (Притчи-11,1))
"Верные весы и весовые чаши - от Господа: от него же все гири в суме." (Притчи-16,11)
Обращает внимание экспериментаторов на точность подсчётов, как пример :
"Всё общество вместе состояло из 42360 человек, кроме рабов и рабынь их, которых было 7337; и при них певцов и певиц 247, коней у них было 736, лошаков у них 245, верблюдов 435, ослов 6720." (Неемия -8,66-69)
Предлагает применять дихотомический подход:
"Но да будет слово ваше:"да, да; "нет, нет"; а что сверх этого то от лукавого." (Матфея-5,37)
Предостерегает от публикации результатов недостаточно корректных опытов:
"НЕ делайте неправды в суде (т. е. публично), в мере, в весе и в измерении"
Приводит образцы тщательности проведения экспериментов. Вот как был поставлен эксперимент по действию резонанса для разрушения стен Иерихона: шесть дней лаборанты обходили стены трубя в трубы, на седьмой день ещё шесть раз была проведена перепроверка настройки источников резонансной частоты, и только на седьмой раз:"..и обрушилась стена города до самого основания."(Иисус Навин-6,19)
А вот как блестяще проведен эксперимент с твёрдым телом в движении:
{Физика твердого тела – один из тех столпов, на которых покоится современное технологическое общество. (Абсолютно твёрдое тело – модельное понятие классической механики, обычно принимают упрощенные модели твердого тела, подойдёт и камень.),
а движение- основополагающее понятие (изменение положения в пространстве с течением времени).}
" И опустил Давид руку свою в сумку и взял оттуда камень, и бросил из пращи и поразил
Филистимлянина в лоб" (1-я Царств-17,49)
Таким образом, мы видим. что если и восточная и эллинистическая философии следовали лишь умозрительным путём, то Библия предопределяет и экспериментальный метод. Она указывает на поступательность и наследственность развития науки:
"И научен был Моисей всей мудрости Египетской, и был силен в словах и делах." (Деяния-7,22)
Определяет порядок проведения научных дискуссий:
"Установим между собой рассуждение и распознаем, что хорошо." (Иов-34,4)
"От высокомерия происходит раздор, а у советующихся - мудрость." (Притчи-13,10)
Библия, можно сказать, на блюдечке преподносит нам Детерминизм - общенаучное понятие и философское учение о причинности: "Так как они сеяли ветер, то и пожнут бурю." (Осия-8-70)
"Попадёт ли птица в петлю на земле, когда силка нет для неё? Поднимется ли с земли петля,
когда ничего не попало в неё?" (Амос-3,5) Как тут не вспомнить знаменитые дискуссии Эйнштейна и Бора. Бор говорил: причинность – вероятностна. А Эйнштейн говорил: не верю, что Бог играет в кости.
Если мы только сейчас, с появлением квантовой механики, пришли к осознанию того, что события не могут быть предсказаны с абсолютной точностью, то в Библии находим что и Творец, учитывая некоторые элементы неопределённости, соответствующие квантово-механическим эффектам,
вносит коррективы в свои планы ("..чему быть предопределила рука Твоя и совет твой." (Деяния-4,28)
Примеры корректировки: "И прибавлю ко дням твоим пятнадцать лет.. "(4-я царств-2,60)
"Ибо видение относится ещё к определённому времени ... и хотя бы замедлило , жди его, ибо
непременно сбудется, " (пророка Аввакума-2,30)
"..и увидел Бог дела их, что они отвратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии,
о котором сказал, и не навёл." (Иоана-3,10)
И специально для нас: "Не хвались завтрашним днём, потому что не знаешь, что родит тот день." (Притчи-27,10) То есть - ограничение, которое накладывает на нашу предсказательную способность квантово механический принцип неопределенности.
Библия подразумевает, что позади образа Времени или его "облика" - образ реки, ее течения.
(Гераклит красиво сформулировал - "Нельзя дважды войти в одну и ту же реку".)
А вот не знали древние египтяне ни Библии, ни Гераклита:
1. " И пошли сыны Израилевы.... воды же были им стеною по правую и по левую стороны." (Исход-14,22)
2. "И вода возвратилась, и покрыла колесницы и всадников всего войска фараонова, вошедших за
ними в море; не осталось ни одного из них." (Исход-14,28)
Законы движения классической, релятивистской и квантовой физики инвариантны к изменению направления времени. При этом рассматривается анизотропия времени – неодинаковость свойств времени в направлениях будущего и прошедшего . Проблема анизотропии времени интересна с позиции возможности повернуть течение времени в обратном направлении. Вопрос, конечно, интересный, правда у нас он без ответа, но вот в Библии: " И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим." (Иисус Навин-10,13) что это -остановка времени !? Проявление атемпоральности? Ещё:
"..вперёд ли пройти тени на 10 ступеней,или воротиться на 10 ступеней? И сказал Езекия: легко тени продвинуться вперёд на 10 ступеней; нет, пусть воротится тень на 10 ступеней. И воззвал Исаия пророк к Господу, и возвратил тень назад ... на 10 ступеней." (4-я царств-20,9 - 11)
-обращение направленности времени !? И ещё:
"..и вот движение, и стали сближаться кости, кость с костью своею. И вот, жилы были на них, и
плоть выросла и кожа покрыла их сверху, а духа не было в них. ... и вошёл в них дух, и они ожили,
и стали на ноги свои." (Иезекииль-37,7-10) -полная конвергенция !?, А мы-то и пресловутую упавшую чашку склеить не можем, что уж говорить о машине времени:
"Не ваше дело знать времена и сроки, которые Отец положил." ( Деяния-1,7)
"..кто приведёт его посмотреть на то, что будет после него?" (Екклесиаст-3,22)
Но уж больно заманчивы круизы во времени, живо обсуждаем: можно ли убить дедушку, проникнув в прошлое? Согласились, что своего: ни-ни (а я дедушку любил, а я дедушку не бил). А как путешествовать во времени? Как, как, - по "кротовым дырам" ! - вот как червяк в яблоке.
Сегодня мы не знаем, как понимать описанные в Библии эксперименты Творца со временем :
"..к концу времени и времён и полувремени, всё это совершится. Я слышал это, но не понял.
И отвечал он : сокрыты и запечатаны слова сии до последнего времени." (Даниил-12,7)
И правда, мы только - только осознали, что кроме Времени есть и времена: биологическое, геологическое, психологическое, социальное и пр.: "Всему своё время, и время всякой вещи под небом.." (Екклесиаст-3,10) ... возможно поймём и "полувремя"... (время периода полураспада?)
А пока что большинство известных представлений о времени укладываются в две принципиально разные концепции времени: - реляционную (Аристотель, Г.В.Лейбниц, А.Эйнштейн), и субстанциональную (Демокрит, И.Ньютон. Н.А.Козырев..) Различаются эти концепции трактовкой взаимоотношения времени и физической материи (к последней относятся вещество и физические поля), а в общем-то вопрос стоит так: признавать ли Время- субстанцией ? Приблизительно так:
"..произошла распря между фарисеями и саддукеями. и собрание разделилось. Ибо саддукеи говорят, что нет воскресенья, ни Ангела, ни духа, а фарисеи признают и то и другое." (Деяния-23,7-8)
Но вот, наконец, разработана Теория Относительности, впрочем в Библии об этом уже давно сказано:
"Ибо перед очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний." (Псалтирь- 8,5)
Теория относительности заставляет нас существенно изменить представления о пространстве и времени, где требование, чтобы все наблюдатели сошлись в оценке скорости света, вынуждает изменить саму концепцию времени. Истоки теории относительности: "Господь сказал: Я буду спрашивать тебя, и ты объясняй Мне. По какому пути разливается свет?" (Иов-38,3-24) Тот факт, что свет распространяется с конечной, хотя и очень высокой, скоростью, был обнаружен в 1676 г . астрономом Рёмером, но удовлетворительной теории распространения света не существовало до 1865 г., когда Максвелл сумел объединить до того обособленные описания электрических и магнитных сил.
Теория относительности не нуждается в эфире (субстанции), присутствие которого, как показал эксперимент Майкельсона-Морли, невозможно обнаружить, зато пространство-время изогнуто или искривлено помещенными в него массой и энергией, что и дает объяснение гравитационному взаимодействию (в терминах искривления четырехмерного пространства-времени).
Всё это распрекрасно, но вот ОТО (общая теория относительности) не согласуется с СТО (специальная теор. отн.): "Ибо терафимы говорят пустое, и вещуны видят ложное и расссказывают сны лживые; они утешают пустотою." (Захария-10,20) (Терафим — в Древнем Израиле название идола имевшего человеческую фигуру, сделанную из одного камня . К нему обращались с вопросами как к оракулу.) Пустотою- искривлённой что ли?
Заключение:
Философ М. Блэк пишет: “Современные успехи термодинамики, теории относительности; космологии, теории информации вместо прояснения нашего понимания этого основного понятия (время), кажется, только "усилили общее смущение”, только и остаётся надеяться, что в конце концов будет создана полная, последовательная, объединенная теория, которая вберет в себя все частные теории. Поиски такой теории известны как работа по «объединению физики»". Создан Web-Институт исследований природы времени, есть Международное Общество по Изучению Времени (МОИВ), собрано громадное количество книг, материалов - читать да читать. Библия: "...составлять много книг - конца не будет, и много читать - утомительно для тела." (Екклесиаст-12,12)
Утомились? Заканчиваю.